Можно ли стать настоящим шаманом по собственному желанию?
Шаманы всегда были в большом почете у соплеменников, им не противоречили, боясь мести духов. Главное предназначение шамана – быть посредником между людьми и потусторонними силами. Люди верили, что удачная охота, здоровье и благополучие зависели от расположения богов и духов, и кто, как не шаман, выпросит у них покровительство?
Можно ли стать настоящим шаманом по собственному желанию? Что для этого необходимо сделать? На самом деле, будущего шамана выбирают сами духи, которые решают, кому они будут покровительствовать. Как правило, им становится тот, у кого в роду уже были шаманы. Духи начинают мучить своего избранника уже в ранней юности, иногда с детства. По преданию, души будущих шаманов выращиваются на «том свете» на особом «шаманском дереве».
Так или иначе, но путь становления шамана всегда очень мучителен. Духи забирают его душу в свой мир надолго, иногда на несколько лет, лишая рассудка, насылают на своего избранника кошмары, пока тот не согласится стать шаманом и подкармливать изголодавшихся мучителей.
Тогда они посвящают его в шаманы и водят по своему миру (Верхнему, Среднему или Нижнему), показывают его устройство, знакомят с обитателями.
Один нганасанский шаман, Дюхаде, выбранный духом Оспы из Нижнего мира, рассказывал этнографу А. А. Попову, что, будучи ребенком, три года тяжело болел. Все это время духи водили его по подземному миру, бросали то в воду, то в огонь. Однажды он три дня лежал без движения и уже собрались его хоронить, как он очнулся. За эти три дня и произошла инициация Дюхаде. Он прекрасно помнил, как его вели куда-то. Потом он услышал голос, сообщающий о том, что ему даруется шаманский дар.
После посвящения духи указывают, как и из чего сделать бубен, какими красками его раскрасить, какие петь заклинания. Всю оставшуюся жизнь шамана они будут часто общаться с ним. Шаману Дюхаде приходилось потом раз в год «сдавать экзамен» избравшему его духу Оспы. Тот заставлял шамана перечитывать сложные письмена, хранящиеся в его памяти.
Духи капризны и требовательны. Они могут запретить шаману охотиться, приказать уйти из деревни, жить обособленно, поменять свой пол, мужчине носить женскую одежду. Если им что-то не нравится, они жестоко мстят своему избраннику.
По словам якутской шаманки Матрены, если она забывает о своем даре более чем на 15 дней, у нее начинаются неприятности. А алтайский шаман Чочуш ослушался приказа духов и убежал из своего жилища. На третий день его нашли мертвым далеко в горах. Духи «задавили» его, объяснили местные жители.
Большим святотатством считают духи передачу в другие руки священных вещей шамана: бубна, колотушки, костюма, резных статуэток – изображений духов. В этом случае шамана ожидает смерть, а взявшего вещи – неприятности. Тем не менее находятся шаманы, которые после долгих уговоров и просьб ученых-исследователей соглашаются расстаться со своими атрибутами. Такими оказались Моло Онинка и Гара Кисовна Гейкер, расплатившиеся за свою щедрость жизнью.
В нашем интернет-магазине товаров из Индонезии нет изделий, которые когда-либо носили или использовали шаманы. Все фигурки, статуэтки, настенные маски - являются интерьерными. Вера в их действие в большинстве случае исходит от самих владельцев. Если вы считаете, что настенная маска навлечет на вас или вашу семью невзгоды, то ни в коем случае не покупайте ее. Все, что есть в доме, все, что вас окружает, на что вы можете повлиять, чтобы приносить вам положительные эмоции, тем вы и должны окружать себя.
Если вы уверены, что разместив тотемную маску над входной дверью вы убережете свое пространство от проникновения в нее злых духов или защитить от ограбления - то пусть ни кто не сможет вас убедить в обратном.
Все мы разные, все живем своими эмоциями и только мы сами с собой можем договориться, как жить поживать и добра наживать.